Фото Миргород :: mirgorod.com.ua

Каменные бабы на Миргородщине

Людмила РОЗСОХА

КАМЕННЫЕ БАБЫ НА МИРГОРОДЩИНЕ

Монументальные каменные статуи разных эпох: бронзового века, раннего железного века и времен средневековья - остались нам от кочевых народов степной части Европы и Азии. На территории Украины они больше известны как каменные бабы. Эти древние скульптуры являются остатком культур и религий скифов, сарматов, половцев. Чаще всего их ставили на высоких степных могилах, их сооружение связано с культом предков.

В Миргородском краеведческом музее хранятся две каменные бабы, относящиеся к древним памятникам приднепровских степей. Большинство исследователей считает достопримечательности такого типа половецкими и датирует их XI-XIII веками, хотя некоторые называют более раннее происхождение - VI-VIII век. У миргородских памятников достаточно сложный головной убор, низко поставленная (относительно уровня плеч) голова, рельефом высечено маленькие ноги. Руки сложены на животе, в руках небольшой сосуд, очевидно, ритуальный. На шее и груди угадываются украшения - типа пекторали. Время стерло многое: едва различаются черты лица, скульптуры получили физические повреждения от воздействия атмосферных явлений и от антропогенных вмешательств.

Половецкая каменная баба. Миргород, краеведческий музей. Фото Ивушкин В.Э. svavuta.narod.ru
Половецкая каменная баба.
Миргород, краеведческий музей

В музее не сохранилось сведений, откуда поступили эти каменные бабы, однако в литературе есть некоторые скупые данные об этом. Одна из каменных баб привезена в Миргородский музей в 1918 году из села Яновщина Миргородского уезда (из малой родины Гоголя). Там ее в свое время осматривал известный искусствовед Даниил Щербаковский, который работал заведующим отделом народного искусства Всеукраинского исторического музея имени Т.Г. Шевченко [1].

Очевидно, в Миргород каменная баба была привезена основателем Миргородского краеведческого музея Афанасием Сластеном, который в 1917-1920 годах активно занимался созданием музея в нашем городе и наполнением его экспонатами, осматривал заброшенные и разбитые помещичьи имения, свозил в музей мебель, картины, вещи старинного быта и другие предметы музейного значения.

Сластен, в частности, собирал экспонаты для музея и в селе Великая Обуховка - в бывшем имении Капнистов. Писатель Василий Капнист, как и большинство украинской дворянской интеллигенции казацко-старшинского происхождения конца ХVIII - начала ХХ веков, интересовался украинской древностью, казацкими реликвиями, историей античного и славянского миров. Такие сенсационные открытия начала XIX века, как находки Тмутараканского камня и рукописи «Слова о полку Игореве» побудили Капниста к более глубокому интересу материальными памятниками прошлых веков. Он ездил в Крым с целью изучения местных древностей.

О том, что в имении В. Капниста в Обуховке были каменные бабы, свидетельствуют письма знакомого Василия Капниста - художника Петербургской Академии художеств А.И. Ермолаева к другому близкому приятеля Капниста - А.Н. Оленина (в будущем президента Академии художеств). Проездом из Полтавы в Чернигов в августе 1810 г. Ермолаев заехал в Обуховку.

Вот отрывок из этого интересного письма: «В бытность нашу в Обуховке я срисовал два истукана, находящиеся в саду Василия Вас[илиевича]. Они присланы к нему из Екатеринославской губернии. Оба они высечены из серого песчаного камня. Один изображает мущину, а другой женщину. Лица у обоих калмыцкие... Что касается до их одеяния, то оно кажется не совсем походит на калмыцкое. У мущини на голове остроконечная шапка с околышем. Волоса назади заплетены в три косы, достающие до поясницы. На груди что-то похожее на броню; на ногах сапоги, достающие выше колен. Оружия наступательного никакого нет. В руках, соединенных перед брюхом, держит он что-то подобное песочным часам. Истукан представлен сидячим. Напротив того, женщина изображена стоящею: на голове род кокошника, покрытого платком, которого концы, украшенные узорами, закинуты за плеча. Лоб закрыт каким лепесточком, выходящим из-под кокошника и суживающимся между бровей; волосы заплетены в две косы, которые, начинаясь от лба, обходят около круглыя серьги; а на шее ожерелье. В руках держит также нечто подобное песочным часам. Туловище и руки нагие; остальная же часть тела закрыта короткою юпкою и родом передника с узорами. Ноги обломаны. Оба истукана несколько повреждены от того, что жители отбивают от них по временам куски камня для употребления их вместо лекарства от лихорадки»[2].

Половецкая каменная баба. Миргород, краеведческий музей. Фото Сергея Лукутина, 2007
Половецкая каменная баба.
Миргород, краеведческий музей

Были каменные бабы также в имении Миргородского помещика Дмитрия Трощинского в селе Кибинцаx. Теперь одна из них хранится в Полтавском краеведческом музее. Памятниками археологии на Миргородщине интересовался Тарас Шевченко, в 1845 г. он работал здесь как сотрудник Киевской археографической комиссии. Его знакомый Александр Лукьянович, помещик села Марьянского, подсказывал Шевченко, где в наших краях можно найти памятники старины. В апреле-мае того года, во время пребывания на Полтавщине, Шевченко сделал карандашный рисунок «Пейзаж с каменными бабами» (некоторые считают его нарисованным в селе Шедиевом на Новосанжарщине, в имении отца Александра Андреевича - А.Ф. Лукьяновича).

Местное население иногда использовало каменные бабы в хозяйстве, например, как столбики для ворот, при работах на току и т.п. Возможно, еще и сегодня на Миргородщине где-то хранятся каменные бабы или их фрагменты.

Примечания.

1. Козюра И. Историческое краеведение Полтавщины в годы революции и гражданской войны (1917 - 1919 гг.) - Ичня, 1997. - С.13. 2. Толочко А. Документы первой историко-археологической экспедиции в Украину / / Киевская старина. - 1998. - № 3. - С.180.

1999 г.