Фото Миргород :: mirgorod.com.ua

Фондовые собрания Миргородского краеведческого музея

НАТАЛЬЯ ПАЛЕЦ
(главный хранитель фондов Миргородского краеведческого музея)

ФОНДОВЫЕ СОБРАНИЯ МИРГОРОДСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Углубленный интерес к истории, забота о сохранении исторического и культурного наследия - одна из характерных примет нашего времени. Особая роль в этом вопросе принадлежит музеям. Само понятие музея связывается в нашем сознании со своеобразной сокровищницей, хранящей для нас и наших потомков капельки повседневной жизни, не дает прерваться нити, объединяющей прошлое, настоящее и будущее, имя которой - история.

Издавна работу музеев связывали с достопримечательностями прошлых времен, с чем-то далеким от задач и проблем современности. Сейчас такое представление устарело. Музейные учреждения расширили рамки своих экспозиций и современность стала их неотъемлемой темой. Музей живет одной жизнью всей страной, постоянно пополняет свои фонды, которые стали своеобразным источником знаний для изучения той или иной эпохи.

Среди музеев различных направлений особое место занимают музеи краеведческие. Именно здесь, в небольшом пространственном объеме, собраны чрезвычайно масштабные по своему значению материалы, дающие детальное представление о различных аспектах жизни родного края, начиная от географического расположения и геологического строения и заканчивая последними событиями настоящего времени.

Такого принципа придерживается в своей работе и Миргородский краеведческий музей: найти, собрать и показать в экспозиции материалы, касающиеся истории и современного развития Миргородщины, зафиксировать все события, все изменения, которые происходят в жизни края.

Да и сам музей имеет свою давнюю и нелегкую историю. Музей был создан 1 мая 1920 г. по инициативе выдающегося украинского художника, этнографа и педагога, общественного деятеля и патриота своего края Афанасия Георгиевича Сластиона (Опанас Георгієвич Сластьон, укр.), он ощутил на себе и тепло настоящих любителей истории, и холодный расчет тех, кто пытался поживиться его сокровищами.

Первые коллекции поступили в музей из близлежащих помещичьих имений, разграбленных во время революции, от жителей города и окрестных сел, в которых осели ограбленные вещи. С целью сохранения художественных ценностей была образована инициативная группа, которая объезжая деревни и хутора, собирала их для музея. Возглавил эту группу А.Г. Сластион.

Поступали и добровольные взносы от коллекционеров и художников. Многочисленной стала коллекция предметов старины и живописных работ, подаренная городу А.Г. Сластионом. К сожалению, до нашего времени из тех ценных собраний дошла лишь незначительная часть. Великая Отечественная война, а затем и не совсем чистые руки некоторых руководителей музея лишили нас возможности любоваться прекрасными изделиями древних мастеров.

И все же за последние десятилетия удалось наверстать упущенное. Благодаря самоотверженным усилиям музейных работников, помощи поклонников старины, неравнодушных к родной истории, творческому вдохновению миргородских художников фонды Миргородского краеведческого музея обогатились новыми экспонатами и даже целыми коллекциями.

На начало 2000 г. музей насчитывает более 15 тысяч экспонатов. Все они делятся на несколько категорий: вещественные, письменные, нумизматические, художественные, естественно-исторические, научно-технические, мемориальные. К каждой категории относятся виды оригинальных памятников.

Наибольшей является группа вещественных экспонатов - более 1000. Среди них - предметы быта, одежда, орудия труда, оружие и т.п. Вещественные памятники очень важны: они придают экспозиции научную достоверность, наглядность, хорошо запоминаются.

Главной задачей Миргородского краеведческого музея, как и других музеев краеведческого направления, является экспозиция истории края, начиная с древнейших времен и заканчивая сегодняшним днем. Поэтому одной из первых начала формироваться археологическая коллекция.

Но сбор археологических материалов усложнился тем, что стационарных раскопок на Миргородщине не проводилось. Лишь в начале 50-х годов прошлого века работниками Киевского института археологии были проведены пробные раскопки в районе Миргорода, а также в районе сел Великие Сорочинцы и Зеленый Кут, отдельные материалы из которых затем были переданы в музей. Из части находок, не попавших в музейные коллекции, преподаватель Миргородского керамического техникума Л.П. Статкевич изготовил муляжи, которые были выставлены в экспозиции. Это орудия труда каменного века - нуклеусы, скребки, проколки. Остальные археологические материалы были найдены во время земляных работ жителями Миргорода и окружающих сел, а также во время поисковых работ, проводившихся работниками Миргородской экспедиции глубокого бурения по всей территории района. Именно от них археологические находки и попали в фонды музея. Сейчас археологическое собрание насчитывает 163 предмета. Среди них коллекции обработанного камня, каменные и костяные молотки и топоры, каменные зернотерки. Ряд экспонатов рассказывают о быте скифов, живших когда-то на территории края. Это - каменные бабы, наконечники стрел, ножи, бусы, зеркало, остатки посуды. Найдены на Миргородщине и предметы греческого происхождения: амфоры, глиняный светильник, фибулы.

В коллекции представлены гончарные изделия – это и простые глиняные горшки эпохи бронзы, изготовленные еще на гончарном круге, и изящная посуда Черняховской культуры.

Найдены и вещи периода Киевской Руси. Среди них - наконечники копий и стрел, стремена, женское ожерелье, браслеты, пряжки, кольца. И хотя до сих пор не найдено письменных памятников, которые бы точно подтверждали дату образования Миргорода, но археологические находки являются своеобразным материальным источником, свидетельствующим о древности происхождения нашего города и о той роли, которую играли в истории Украины его жители.

О древнейших страницах истории Миргорода рассказывают экспонаты эпохи казачества и образования Миргородского казацкого полка. Среди них - «История Малой России» Д. Бантыш-Каменского с упоминанием об образовании полка, «Реестр войска Запорожского» с перечнем сотен всех казачьих полков, в том числе и Миргородского, металлический ключ от городских ворот, старинное казацкое оружие, вещи, принадлежавшие Миргородскому полковнику Д. Апостолу, казацкие трубки, монеты того периода.

Большая группа экспонатов вошла в этнографическую коллекцию. Именно орудия труда, предметы быта, одежда, украшения наиболее наглядно рассказывают о повседневной жизни наших предков, об особенностях быта различных слоев населения.

Миргородщина край крестьянский. С дедов - прадедов обрабатывают здесь землю и растят хлеб. Поэтому и в музейном собрании место занимают орудия обработки земли - плуг, борона, дряпак, наральники, мотыги, орудия, которыми собирали выращенный хлеб - косы, серпы, грабки, а также орудия обработки зерна - цеп, коряк (ковш, мера для зерна), деревянные лопаты для развеивания хлеба, металлические оковки для таких лопат, жернова для перемалывания зерна на муку и другое.

Особенностью, присущей хозяйству миргородцев XVIII -XIX вв. является его натуральность. Большинство из того, что было необходимо для жизни, изготовлялось собственными силами. Особенно это касается прядильного и ткацкого производств. В фондах музея собраны предметы, которые в мельчайших деталях рассказывают о процессе производства домашних тканей. Есть здесь несколько трепалок для первоначальной обработки льна и конопли; днище, гребни, гребенки, щетки для чесания мычек (прядей) с пряжи; веретена и прядки для прядения нитей; витушка и мотовило, чтобы сматывать готовые нити и распределять их на пряди для дальнейшего ткачества на станке.

Есть и сам ткацкий станок, и детали к нему - ткацкие челноки, цевья, катушки, конопляный и шерстяной валы. О ловкости миргородских мастериц свидетельствуют образцы готовой продукции: тканое рядно, покрывала, застилки, свитки готового полотна и сукна, тканые предметы одежды - плахты, пояса.

Ремесленные промыслы представлены в музее орудиями труда и образцами готовой продукции. Выдающимся ремесленным центром Миргородщины в XIX в. было село Хомутец. Особое развитие здесь получили гончарный промысел и промысел по изготовлению гребней.

Потомственный хомутецкий гребенщик П.И. Захарченко передал в музей пресс и станок для изготовления расчесок и собственноручно изготовленные гребешки.

Особое развитие получило в Хомутце гончарное производство. Здесь существовал даже гончарный цех со своими традициями и неписаными законами цехового братства. Богатые залежи гончарных глин создали условия для развития этого промысла в других селах и в самом Миргороде. Поэтому образцы гончарской продукции до недавнего времени можно было встретить в каждом доме. Богатые на них и фонды Миргородского краеведческого музея: кувшины и горшки, маленькие чашки и гигантские золильники, пузатые тыквы и изящные жбаны, глиняные подсвечники и печные изразцы рассказывают о высоком мастерстве миргородских гончаров.

Что касается глиняных мисок, то миргородцы предпочитали изделия мастеров из Опошни. В музейном собрании преобладают именно они. Стройная коническая форма, звонкие жизнерадостные орнаменты увлекали своей красотой глаз миргородских хозяек. Эти миски покупали для повседневного потребления, а особенно хорошие выставляли в шкафу «цветками на дом» и использовали только как декоративное украшение помещения.

Страница 1 / 4 (1 - 1 из 4 Всего) Следующая страница Последняя страница