Фото Миргород :: mirgorod.com.ua

Л. Розсоха. «Сабля семьи Апостолов»

На протяжении восьми десятилетий в Миргородском краеведческом музее хранятся уникальные вещи - жупан гетмана Левобережной Украины Данилы Апостола [1] и сабля [2], принадлежавшая Алексею Апостолу.


Славная семья Апостолов явила миру нескольких деятелей, которые в течение XVII - XVIII веков занимали крупные посты в иерархической структуре тогдашней казацко-старшинской верхушки Левобережной Украины.

Отец будущего гетмана Даниила Апостола - Павел, Охримов сын, был сотником первой и второй миргородских сотен, в 1658 году удерживал правительство Хомутецкого сотника. В шестидесятых - восьмидесятых годах XVII века он трижды избирался миргородским полковником, в 1659 году был наказным гетманом, в 1666 - генеральным есаулом у гетмана Петра Дорошенко.

Как миргородские полковники правили Демьян (1664 - 1666) и Григорий (1666 - 1668) Апостолы. [3]

Данила Апостол был полковником на Миргородщине в 1683 - 1727 годах, а в 1727 - 1734 годах был гетманом Левобережной Украины.

В течение почти девяти лет (в 1727 - 1736 годах) на должности Миргородского полковника был гетманич Павел Апостол, который умер на этом посту в результате ранения в бою под Козловом. Другой сын гетмана, Петр, в 1728 - 1757 годах удерживал жезл Лубенского полковника, имел чин бригадира (1758).

«Братанич», то есть племянник Данила Апостола - Яков - знатный товарищ Миргородского полка, служил миргородским полковым есаулом. [4]

Гетманов внук Даниил, Петров сын, дослужился до генерального хорунжего (1762 - 1767).

Итак, почти два века Апостолы не выпускали из рук сабли - боевого оружия и символа власти, наряду с булавой и перначем.



Пернач - средневековое холодное оружие, символ принадлежности к казацкой старшинской власти [8]

Мало сохранилось вещей, которые принадлежали этому великому роду. Фамильный склеп Апостолов в Преображенской церкви в селе Великие Сорочинцы, где были похоронены Данила Апостол, его родственники и потомки, как утверждают, неоднократно грабили. Даже благочестивые посетители этого склепа, которым удавалось там побывать, пытались хоть что-то прихватить с собой на память. [5]

Со временем склеп приходил в упадок, перегнивали перекрытия, распадались склепы. Особые разрушения испытали и сама церковь, и захоронения в ней в годы «воинствующего атеизма», когда со всех культов единственно возможным остался культ «товарища маузера», а ценности духовные и исторические, особенно украинские, казацкие, были подвергнуты общегосударственному остракизму.

В 1922 году, когда советская власть в централизованном порядке начала изымать из церквей драгоценности (причем это делалось просто варварскими методами), в склепе Сорочинской Преображенской церкви разрушили могилы Апостолов, забрали золотые вещи, которые еще уцелели. Богатую одежду знатных покойников, в том числе жупан и кафтан Данилы Апостола, иконы, рисунок часов с указанием времени смерти гетмана и другие вещи, в которых не увидели ценности, были оставленны в церкви без внимания. Можно считать счастьем, что эти вещи попали в Миргородский краеведческий музей.

Однако, как свидетельствует акт осмотра музея 1933 г. [6], сабля Алексея Апостола не относилась в группу вещей из склепа Сорочинской церкви. Возможно, сабля поступила в музей другим путем - из частной коллекции кого-то из миргородских помещиков. Такие коллекции оружия, картин, документов поступали в музей из имений местных помещиков Чарныша, Фроловых-Багреевых, Муравьевых-Апостолов, Трощинских, Комарецких, Остен-Сакен-Дризен и других. Их находили и спасали от неминуемой гибели миргородские энтузиасты краеведческой работы - этнограф и художник Афанасий Сластен, директор Миргородского музея Василий Омельченко и другие не безразличные к прошлому деятели.

Кто такой был Алексей Апостол, владелец сабли, которая хранится в музее? Мы не располагаем достаточной информацией об этом человеке, в доступных нам источниках XVII века имени Алексея Апостола не найдено. Можно догадываться, что это был сотник Миргородской сотни Миргородского полка. Основания для такого предположения дают надписи на его сабли.

Учитывая уникальность вещи, подаем ее детальное описание. Длина сабли (по хорде) равна одному метру. Клинок и эфес стальные, потемневшие от времени, рукоятка деревянная, треснувшая в двух местах вдоль древесных волокон. Эфес имеет защитную крестовину с дужкой. Клинок изогнутый, стрела его изгиба - 60 мм, толщина клинка по обуху: у рукоятки - 10 мм, на конце сабли - один мм. Лезвие на выпуклой стороне местами немного щербатое. На обеих боковых сторонах по всему корпусу клинка есть три продольные пазы - желобки. Ближе к рукоятке на лезвии сделано углубления круглой формы диаметром 5 мм: на правом боку клинка - 3 и 6 углублений, на левом - 3. По музейной легенде, количество углублений соответствует числу убитых врагов, равных по чину владельцу сабли. По обуху на расстоянии 67 см от эфеса сделан декоративный завиток с круглым отверстием. Острый конец сабли (около 40 мм) обломан. Ножны сабли Апостола не сохранились.

В части клинка, прилегающей к эфесу, поперек полотна с обеих сторон высечены надписи кириллическим письмом. На правом боку сабли четко читается: «АЛЕКСЕЙ АПОСТОЛ МИРОГОРОЦКИЙ. РОКУ 1680».

Текст на левой стороне сабли, тоже расположенный поперек, трудно поддается реконструкции: надпись полустертая, очевидно, вследствие неквалифицированной механической очистки абразивными материалами. Лучше сохранилась нижняя часть этой надписи, точнее, окончание фразы, здесь достаточно легко читается: «... ЩЕ ИСКАЛ ПОМОЩНИК».

Третья надпись высечена на правой стороне сабли вдоль клинка, это дидактическая сентенция, написана характерным для XVII века силлабическим двустишием с женской рифмой:

«ЗЛИСЯ – НЕ ЗАЛИЙСЬ: БЕЗ СУДУ СМЕРТЬ НЕ БУДЕТ.
СТАВСЯ – НЕХАЙ ЖЕ І БОГ К ТЕБІ ПРИБУДЕТ».

Слово «залиться» здесь употреблено в значении: умереть от внезапного прилива крови через чрезмерное чувство, злость. Итак, содержание учения, по нашему мнению, можно перевести еще и так: хоть как бы ты не был зол, а казнить без суда нельзя, а когда суд произошел, тогда и Бог тебе поможет (покарать).

Владелец сабли Алексей Апостол, можно догадываться, был сыном или племянником Миргородского полковника Павла Охримовича Апостола. Надпись на сабле - « МИРОГОРОЦКИЙ » - может служить подтверждением сотництва Алексея. Есть аналогичные примеры: в реестре Миргородского полка 1649 г. сотник поповской сотни Кирилл Якименко упоминается как Кирик Поповский. [7]

В XVII веке полковнику и сотнику принадлежала фактически вся полнота власти в доверенных ему военно-территориальных административных единицах - в полку и сотне. Поэтому такой наказ, как на сабле Алексея Апостола, разумеется, был не лишним: он каждый раз напоминал казацкому проводнику и власть предержащему о его ответственности за человеческие судьбы. Возможно, эта сабля была подарком Алексею Апостолу при его вступлении в сотницкое правительство от Миргородского полковника Апостола Павла, который, зная Алексеев характер, считал не лишним на своем презенте сделать еще и предостережение: будь, мол, умеренным, мудрым, осмотрительным, и не спеши наказывать, не разобравшись в деле.

Примечания.

1. Миргородский краеведческий музей. - Инвентарный № 112.
2. Миргородский краеведческий музей. - Инвентарный № 104.
3. Шашкевич Я. Гетманская Украина / / Достопримечательности Украины. - 1990. - № 2.- С.13.
4. Барвинских В.А. Генеральное следствие о маетностях Миргородского полка. 1729 - 1730 гг. / / Труды Полтавской Ученой архивной комиссии. - Вып.9. - Полтава. - 1912. - С.121 -139.
5. Ксензенко А. Гетманская усыпальница / / Киевская старина. - 1887. - Т.XVII, февраль. - С.353 - 359.
6. Андиец В., Журавель Г. Интересный документ из истории Миргородского музея / / Научный архив Миргородского краеведческого музея. - Папка «История музея». - Машинопись. - 1995. - С.4.
7. Реестра Всего Войска Запорожского после Зборовского договора с королем польским Яном Казимиром, составленные 1649 года, октября 16 дня и изданные по подлиннику О.М. Бодянским .- Издание Императорского общества Истории и Древностей Российских при Московском университете. - М.-1875.-С.262.
8. Пернач – средневековое холодное оружие, символ казацкой старшинской власти. Википедия

Подробная информация об авторе - Людмиле Александровне Розсохе